Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Светличная Светлана _Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Светланы
Светличной

Фильмография:

1960 Колыбельная
1963 Им покоряется небо
1963 Тетка с фиалками
1964 Мне двадцать лет
1964 Пока фронт в обороне
1965 Герой нашего времени
1965 Стряпуха
1965 Тридцать три
1965 Чистые пруды
1966 Не самый удачный день
1968 Бриллиантовая рука
1968 Новые приключения Неуловимых
1969 Неподсуден
1969 Папиросница - короткометражный
1971 Держись за облака
1973 Семнадцать мгновений весны
1974 Закрытие сезона
1974 Скворец и лира
1975 Когда дрожит земля
1976 Ты - мне, я - тебе
1977 Корень жизни
1978 Недопесок Наполеон Третий
1978 Отецъ Сергий
1979 Место встречи изменить нельзя
1981 Третье измерение
1985 День гнева
1989 Ночевала тучка золотая
1994 Дом на камне
2004 Дом у солёного озера (Казахстан)
2004 Богиня: как я полюбила
2007 Звезда Империи
2009 Похищение Богини (Россия, Украина)
2010 Бриллиантовая рука-2 - документальный
2010 Гаражи
2012 Девушка и смерть (Германия, Нидерланды, Россия)
2014 Беловодье. Тайна затерянной страны


СВЕТЛИЧНАЯ
Светлана Афанасьевна

Родилась 15.05.1940, г. Ленинакан, Армения

Заслуженная артистка РСФСР (1974)

Генеральская дочь

Светлана родилась в Армении в семье генерала. К сцене и экрану Светочку готовили чуть ли не с пеленок. В семье, кочевавшей по просторам СССР, царил достаток. Заботливая мать-домохозяйка могла не думать, как обуть, одеть и накормить мужа с ребенком. Поэтому у нее оставались и время, и силы на художественную самодеятельность для себя и драмкружки для малышки. Женщина старалась не отрываться от искусства ни в Ленинакане в Армении, где родилась Света, ни в Ахтырке в Сумской области, где девочка пошла в первый класс, ни в Прибалтике, где будущая кинозвезда получила школьный аттестат.

Если бы не мамина настойчивость, закомплексованная Света никогда не рискнула бы поступать во ВГИК. Но после выпускного в школе ей вручили билет на поезд до Москвы и дали родительское благословение: «Езжай и пробивай себе дорогу на большой экран!». Девушка очень боялась не оправдать надежд мамы, ведь она никогда не считала себя красавицей. Узнав о конкурсе 80 человек на место, она даже не сомневалась, что студенткой не станет. Но, похоже, симпатичная провинциалочка приглянулась приемной комиссии, разглядевшей в перепуганной абитуриентке искру таланта. В состоянии стресса девушка выдала все, на что способна, и успешно прошла три тура испытаний.

ВГИК. Женитьба

Светличная была принята на курс выдающегося режиссера и педагога Михаила Рома. Вместе с ней учились Галина Польских, Андрон Кончаловский, Валерий Носик. Светлана быстро попала в число любимиц мэтра. Гибкий талант студентки позволял примерять на нее любые образы, использовать какие угодно режиссерские методики. Одним словом, "лепить" из будущей актрисы профессионала. Кроме того, у первокурсницы открылись незаурядные хореографические способности. Посмотреть на ее занятия танцами сбегались все свободные от лекций студенты. Уже к середине семестра Светлана стала очень популярной личностью во ВГИКе. Она гордилась, что оправдала мамины ожидания.

На одном из праздников, проходивших в общежитии, Светлана впервые увидела Владимира Ивашова. Он учился на курс старше. Тогда утонченной генеральской дочери он понравился. Молодой человек громче всех смеялся и разговаривал, перебивая других.

Чуть позже она увидела «Балладу о солдате», где Ивашов сыграл главную роль Алеши Скворцова. Эта работа принесла актеру мировую известность. Фильм с огромным успехом демонстрировался в Каннах. Алеша Скворцов в исполнении Владимира потряс сердце Светланы душевной чистотой, девушка влюбилась.

В Москву Владимир Ивашов вернулся в ореоле славы, которая, кстати, совершенно его не испортила. Правда, из-за пропусков в занятиях ему пришлось опуститься на курс ниже. Так он оказался на одном курсе со Светланой Светличной. Девушка конечно обрадовалась, но в то, что у них что-то может быть, она не верила. Светлана тихо вздыхала вслед стройному красавцу в джинсах и ковбойской шляпе, привезенных из турне по США после заокеанской презентации «Баллады о солдате». «Да у такого парня, наверное, целый гарем!», - думала она, проливая слезы в подушку.

Удивительно, но Владимир тоже страдал, не зная, как подступиться к Светличной. Развязка наступила на генеральной репетиции «Казаков» по повести Толстого, где по сценарию парочка должна целоваться. Режиссер почему-то все время откладывал эту сцену. Лишь на финальном прогоне спектакля Ивашов страстно обнял и поцеловал свою робкую партнершу, чуть не упавшую в обморок от счастья. Как только опустился занавес, он сказал: «Светка, мне кажется, что я тебя люблю!».

Через полгода они играли свадьбу. Но прежде чем дать свое согласие, Светличная позвонила маме в Мелитополь, спросить совета. Мама была не против.

Через год у пары родился сын Алеша, названный в честь главного героя «Баллады о солдате». Первое время молодожены жили у родителей Ивашова. В одной комнатушке коммуналки ютились семь человек, что, конечно, не способствовало установлению хорошего климата в семье. С самого начала у невестки не сложились отношения со свекровью.

Первые роли в кино

В отличие от семейной жизни, творческая жизнь актерской пары складывалась успешно. В кино Светлана дебютировала еще до замужества, сыграв эпизодическую роль Натки в киноповести Михаила Калика «Колыбельная».

В 1961 году она получила главную роль Нади Колчиной в фильме режиссера Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо». Как писал кинокритик Я. Кушнирский: «Роль Нади Колчиной – программная в творчестве актрисы. При всех издержках, которые конечно были и которые объясняются определенной драматургической слабостью всего произведения в целом, этой работой Светличная начала исследование характера молодой женщины, нашей современницы».

Сама актриса так вспоминала об этой роли: «Я играла жену летчика, которого играл Рыбников. Меня старили – его омолаживали. Но получилась очень хорошая пара. Я защищала диплом, и мне Михаил Ильич Ромм за эту работу поставил отлично».

60-е годы

После окончания в 1963 году ВГИКа Владимир Ивашов и Светлана Светличная поступили на службу в Театр-студию киноактера. Молодые актеры после длинных хождений по коридорам власти и бюрократических проволочек наконец получили отдельную двухкомнатную квартиру. Впереди была вся жизнь, и они верили, что их ждет блестящее будущее.

В 60-е годы Ивашов и Светличная много снимались, и фильмы с их участием зачастую имели успех у зрителей. Пару раз Светлана Светличная снялась вместе с мужем, правда это были эпизодические роли. Так в «Герое нашего времени», где Владимир сыграл Печорина, Светлана снялась в роли девушки-контрабандистки. Так же эпизодическую роль она сыграла в приключенческом фильме «Новые приключения неуловимых», где Ивашову досталась роль адъютанта полковника Кудасова.

Были роли и гораздо более известные. В популярной комедии Эдмона Кеосаяна «Стряпуха» она сыграла Павлину Хуторную, в военной балладе «Чистые пруды» - Катю-русалку, в мелодраме «Неподсуден» - стюардессу Вику, в лирической комедии «Не самый удачный день» - маму. Эти роли создали Светличной имидж самой красивой актрисы страны.

Самый большой успех актрисы пришелся на комедию Гайдая «Бриллиантовая рука». Светличной досталось там всего лишь несколько эпизодов, однако их вполне хватило, чтобы Светличная вошла в историю советского кино в качестве первой актрисы, показавшей стриптиз. Мало кто знает, но одно время этот эпизод даже вырезался из фильма по приказу высокого руководства.

70-е годы. Личная жизнь

В 70-е годы личная жизнь Ивашова и Светличной складывалась непросто. Как вспоминает сама Светличная: «Первые десять лет – потрясающие: мы Ромео и Джульетта. Потом – сложная середина».

Был момент, когда их брак висел на волоске. Начались семейные неурядицы, взаимная ревность к поклонникам, измены. Светлана капризничала, устраивала сцены, обвиняла мужа в том, что он не стал режиссером, и она не сыграла какие-то роли. В отместку за фанаток, одолевавших Владимира, она открыто флиртовала с другими мужчинами. Иногда изменяла, но всегда возвращалась домой, каялась, что это больше не повторится, и муж прощал.

Светлана Светличная вспоминает: «То, что мы так и не расстались, была не моя заслуга, а Володи. Он понимал, что я – человек эмоциональный, даже, может быть, непостоянный, и у меня могут быть какие-то закидоны, но он был однолюб, умел прощать… Я была противной. Володя был степенным. Он был, как Каренин, очень мягким. Если бы я вышла замуж за другого, наверное бы, у меня был не один муж. Выдержать мои закидоны трудно».

Самой громкой стала ее связь с Андреем Мироновым на съемках «Бриллиантовой руки». В перерывах контрабандист Козодоев не давал прохода сексапильной блондинке. Она ответила взаимностью. «Доброжелатели» оперативно проинформировали Владимира о проделках дражайшей половины, и он решил презентовать супруге ответные «рога». Вернувшись в Москву, Светлана традиционно покаялась в грехах, муж простил и с легкой душой отправился на свидание с любовницей. Соперница Светличной оказалась такой красавицей, что ветреная актриса задумалась о сохранении семьи, отбросив мысли о романах на стороне. Для верности она даже родила второго сына Олега.

Владимир оказался замечательным отцом. По признанию Светличной, он постоянно сглаживал ее взрывной характер. В отличии от жены, которая в гневе могла и руку приложить, он никогда не бил детей, находил к ним подход, воздействовал личным примером. «Сейчас я думаю, что можно было найти какие-то иные способы воздействия на сыновей, но они меня простили», - признается Светлана.

И все же супруги продолжали ссориться чуть ли не каждый вечер, выясняя, кто достиг в кино большего. Разборки заканчивались объятиями, поцелуями и праздничными столами после возвращения Светланы со съемок. Сумасшедшая юношеская любовь оказалась неубиенной, как герои современных блокбастеров. Помогло сохранить брак и то, что Ивашов никогда не ревновал жену к славе.

70-е годы. Кино

В 70-е годы карьера Светличной в кино складывалась не слишком удачно. На ее счету были только две роли, которые запомнились зрителям. Одна из них – это Габи в легендарном телесериале «Семнадцать мгновений весны», который вышел на экраны в 1973 году. После этой работы Светлане Светличной было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР. Другая роль – Надя в другом не менее легендарном телесериале «Место встречи изменить нельзя» (1979).

Правда, была еще одна интересная работа – главная роль Милли Вимерфорд в советско-венгерской комедии «Держись за облака». Этот фильм был снят в 1973 году, но в Советском Союзе в широкий прокат так и не вышел, оставшись для отечественного зрителя неизвестным. О остальных ролях того десятилетия Светлана Светличная вспоминает с неохотой. А о своих работах в фильме-катастрофе «Когда дрожит земля» и публицистической драме «Корень жизни» (где главную роль сыграл ее муж) и вовсе с отвращением.

Почему же талантливую актрису не приглашали сниматься? Светличная объясняет это так: «Могла быть причиной невостребованности в советском кинематографе моя несоветская внешность. Я ездила за рубеж очень часто. Нону Мордюкову не брали. Я же была в Мексике, во Франции, Швеции… Я была похожа на западных актрис. И самое страшное для меня было то, что я ездила с чужими картинами. Ведь меня на роли не брали. Сколько я нажила себе врагов!»

Владимир Ивашов, в отличие от жены снимался чаще, но такой роли как Алеша Скворцов у него так и не было. Режиссеры безжалостно эксплуатировали его внешность, его популярность, так и не предложив ему ничего серьезного.

Смерть Владимира Ивашова

В 80-е годы Светличная и Ивашов снимались крайне редко, а с начала 90-х их и вовсе перестали приглашать. Большим ударом для обоих актеров стал развал Театра-студии киноактера. В 1993 году там началась генеральная чистка. Новый руководитель театра – бывший парторг ГАИ – решил избавиться от «балласта» и уволил 180 актеров из 230 числившихся в труппе. В число «балласта» вошли такие актеры, как Леонид Куравлев, Марина Ладынина, Николай Крючков и другие. Талантливые актеры перестали быть нужными стране. Ивашов и Светличная ушли из театра добровольно.

Светличная смирилась с уходом популярности. Женщина в расцвете сил увлеклась ролью жены и матери. С радостью она возилась на кухне, убирала, стирала, воспитывала сыновей. Светлана прекрасно готовила, а Владимир очень красиво сервировал стол. Их дом всегда славился хлебосольством, и многочисленные друзья и знакомые с удовольствием их посещали.

Но в отличие от жены, Владимир очень страдал от своей невостребованности. Чтобы обеспечивать семью, он устроился простым рабочим на стройку. Непосильная работа и стала причиной его преждевременной смерти.

В марте 1995 года Владимиру Ивашову пришлось работать особенно много. Ему хотелось заработать денег на достойный подарок жене. Светлана Светличная рассказывает, что в последний год своей жизни он особенно много нервничал, срывался по всякому пустяку. Его убивала мысль, что он уже не актер. В отличие от прежних лет, она не обижалась в ответ, наоборот, старалась его поддержать. Когда он усталый и раздраженный возвращался со стройки, Светлана встречала его улыбкой и обедом.

В ту весну Владимир особенно плохо себя чувствовал. На стройке его щадили, но с его язвой такая работа была недопустимо. Во время разгрузки очередной машины с шифером Ивашову внезапно стало плохо. Срочно вызвали врачей. В больнице ему сделали операцию, но это не помогло. Сердце не выдержало. Он скончался в ночь на 23 марта в 1-й Градской больнице на 56-м году жизни.

Рассказывает Светлана Светличная: «Я расплакалась, когда похоронила мужа, только спустя два месяца. А так натянутая была. Я бросила курить. Сорок дней не курила, не брала в рот спиртного. Это маленькая жертва, но с нее я начала свой путь к очищению. На 39-й день я проснулась и почувствовала, что в квартире что-то происходит. Меня обуяло чувство радости. Было пять часов утра, уже рассвело. Я лежала и думала, как рано светает. <…> Я повернулась на правый бок, к окну. И вдруг почувствовала, что Володя здесь. Он обнял меня физически. Я хотела обернуться, но что-то остановило меня. И мы с ним поговорили. <…> Он сказал: «Я пришел для того, чтобы сказать тебе, что я тебя очень люблю. И очень хочу, чтобы ты меня не забывала». И я ему это обещала. Я хотела еще что-то сказать, вдруг слышу, как наш сеттер Фил заметался радостно, хвостом машет. <…> И я сказала сыну: «Олежка! Папа был». И сын тоже подтвердил: «Он был у меня. Я почувствовал, как отец вошел в комнату».

После смерти мужа

После смерти мужа Светличная осталась совершенно одна. В этот период ей помогли ее сыновья. Раньше Алексей и Олег прекрасно обходились без матери, месяцами пропадавшей на съемках, и только после смерти отца поняли, как она им дорога.

Оба сына Светличной когда-то мечтали стать артистами, хотя родители и были против. Но с этой мечтой им пришлось распрощаться, и сейчас они об этом не жалеют. Алексей работает зубным техником. Он женат, имеет дочь Машу. Олег одно время торговал на рынке, затем устроился работать в авторемонтную мастерскую.

Некоторое время после смерти мужа Светлана бедствовала, жила в нищете, подрабатывала уборщицей. Единственным другом был пес Филя. Пожилая хозяйка каждый день разговаривала со старичком-сеттером. Однажды их идиллию нарушил Сергей Сокольский, поэт, бард, художник, на 20 лет моложе Светличной. Очарованная его талантом, женщина забыла о разнице в возрасте и просто сказала: «Женись на мне. Я тебе помогу, в люди выведу». Парень клюнул на заманчивую наживку. Через неделю они расписались, а через 27 дней развелись. Светлана неохотно комментирует этот неудачный опыт. Говорит, что Сергею не было нужно ничего, кроме искусства. Изредка намекает на какой-то обман со стороны молодого мужа.

Сегодня она свободна. От одиночества не страдает. Вниманием поклонников не обделена, но о замужестве слышать не хочет, так как потенциальные женихи не идут ни в какое сравнение с Владимиром Ивашовым. Даже в 63 года Светличная остается женщиной до кончиков ногтей. Регулярно делает гимнастику, тщательно следит за внешностью, с удовольствием ходит по модным бутикам вместе с внучкой Машей. Светлана не скрывает свой возраст, но и не распространяется о количестве прожитых лет. Любит море, солнце, природу, животных, вечеринки в тесной компании друзей. Не переносит только сравнения со стервозной Анной Сергеевной из "Бриллиантовой руки". Ведь из-за имиджа роковой блондинки ее не взяли сниматься в «Анну Каренину» и «Войну и мир».

Недавно, после 20 лет «простоя», актриса сыграла в мелодраме Ренаты Литвиновой «Богиня» и надеется, что это не последний фильм в ее жизни.

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Федор Раззаков, «Чтобы люди помнили» (М., «Эксмо» 2004, стр. 310-320)
Оксана Грозовая, «Блеск и нищета актрисы». Донецкий кряж, № 765 от 12.12.2003 http://media.ukr-info.net

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.