Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Трагикомедия "Шапито-шоу"

Режиссер: Сергей Лобан.
Сценарист: Марина Потапова
Россия. Производство: Organic Films, киностудия "Пассажир". 2011.

Фильм "Шапито-шоу" - проблемы детей с двойным гражданством

Фильм Шапито-шоу4 части и 4 путешествия к морю, 4 пересекающиеся новеллы: Любовь, Дружба, Уважение и Сотрудничество. Герои каждой из новелл прибывают в приморский городок, и переживают поворотные фрагменты своей жизни.

Премьера: июнь 2011 (ММКФ), 27 января 2012 (кинопрокат)

Герои фильма:
новелла "Уважение"
отец (Пётр Мамонов)
сын (Степан Девонин)
новелла "Любовь"
Вера (Вера Строкова), неудавшаяся актриса
Алексей (Алексей Подольский), киберстранник
новелла "Дружба"
Сеня (Дмитрий Богдан)
Лёша (Алексей Знаменский), глухой пекарь
новелла "Сотрудничество"
Сергей Попов (Сергей Попов), самозванный продюсер
Рома-Легенда (Сергей Кузьменко), двойник Виктора Цоя

Другие персонажи:

Юля (Юля Говор), корреспондентка
телеоператор (Дмитрий Новиков)
Николай (Антон Кузнецов), звукорежиссер
Авиньон (Джим Авиньон)
Валера (Валерий Завадовский)
Женя (Евгений Еровенков)
Максим (Максим Тиунов)
Сергей Михайлович (Сергей Волжин-Ястребов)
Маслаев (Александр Маслаев)
ведущий ток-шоу "Цена Жизни" (Сергей Колесников)
редактор ток-шоу "Цена Жизни" (Андрей Лошак)
телеведущая (Дарья Спиридонова)
хозяин Шапито (Стас Барецкий)
режиссер Шапито (Александр Шпагин)

конферансье Шапито (Лев Сидоров)
певица Шапито (Наталья Рожкова)
мать режиссера Шпагина (Галина Попова)
Алиса / "Мерлин Монро" (Жанна Воробьёва)
"Фредди Меркури" / Медведь (Владимир Куляк)
"Элвис" / Мойдодыр (Михаил Чеботарев)
танцор-матадор (Роман Карпухин)
мент-акробат (Антон Лебедев)
мент-акробат (Алексей Карнаухов)
водитель МАЗа (Павел Былевский)
дебошир Сергей Пахомов)
лесник (Айдамир Ловпаче)
Дива (Эдвард Тарлецкий)
дама из приемной комиссии (Жанна Егорова)

Рецензия от Алекса Экслера

Это фильм об этом... как его...
Философский отзыв кота Бублика

Новелла первая - "Любовь". Рыхлый лысеющий лузер в очках, называющий себя Киберстранником (Алексей Подольский), знакомится через Интернет с веселой девушкой Верой (Вера Строкова). Киберстранник категорически отказывается встречаться с Верой в жестоком реале, предпочитая обволакивать ее цитатами через Сеть, однако Вера его каким-то образом уговаривает. При встрече Киберстранник успешно изображает из себя тонко чувствующее и никем не понятое в этой жизни существо, читающее Борхеса, Вера на эту удочку клюет и тащит Киберстранника с собой в Крым, в городок Симеиз.

Там Киберстранник продолжает строить из себя Чайльд-Гарольда крымского уезда, чем некоторое время подстегивает интерес Веры к собственной убогой персоне, однако в какой-то момент Вера выпивает винца, встречает веселых ребят на гоночном мопеде и понимает, что она впустую тратит веселые крымские денечки на этого Винни-Пуха с синдромом ослика Иа.

Рецензия на фильм Шапито-шоуКиберстранник становится послан, после чего начинает проявлять даже какие-то живые человеческие чувства: страдает как Блок-хостинг, материт Веру и таскает ее за волосы, совершает крайне неуклюжую попытку самоубийства - в общем, наконец-то жизнь заиграла вокруг него всеми красками в 65 тысяч цветов.

Новелла вторая - "Дружба". Глухой парень Алексей (Алексей Знаменский) расстается со своими глухими друзьями детства, с которыми он работает в булочной, и с "отрядом" некоего слегка долбанутого "пионера" Сени (Дмитрий Богдан) отправляется в Крым, в городок Симеиз. Там Алексею вроде как предстоит начать карьеру певца (он действительно поет), однако отряд Сени раздираем различными внутренними противоречиями - гомосексуальными, сексуальными и алкогольно-наркотическими, - что в конце концов приводит к конфликту Леши с Сеней, и Леша хочет вернуться к прежним друзьям.

Новелла третья - "Уважение". Музыкант-актер Петр (Петр Мамонов) вдруг решает встретиться с сыном (Степан Девонин), с которым не виделся восемь лет. Петр пытается понять, уважает ли его сын и достоин ли сам сын уважения. Для этого он берет сына и отправляется с ним бродить по горам Крыма - в районе городка Симеиз. Отдых в палатках в лесу Петру быстро надоедает, в результате чего они оказываются у моря, во всей этой отдыхающей тусовке. Там Пете становится откровенно наплевать и на сына, и на все остальное.

Шапито-шоуНовелла четвертая - "Сотрудничество". Мажор Сергей (Сергей Попов), мнящий себя продюсером, случайно знакомится с Ромой-Легендой (Сергей Кузьменко), косящим под Виктора Цоя. Сергей задумывает проект "Эрзац-звезда", в рамках которого он снимает фильм про Рому, организовывает ему выступления и так далее. Однако с выступлениями не сложилось. Сергей, у которого амбиции пытаются заменять собой опыт, снимает для Ромы большой концертный зал в Ялте, и на концерт никто не приходит. В результате вся компания (Сергей, Рома и оператор Сергей Михайлович) полностью прогорела. Бензина хватило только на то, чтобы добраться до городка Симеиз, где они и зависли.

А в Симеизе некий режиссер (Александр Шпагин) при поддержке продюсера (Стас Барецкий) ставит "Шапито-шоу". Там найдется место и Цою, и Элвису, и Мэрилин Монро. Замечательный концерт закончится огненным Апокалипсисом, потому что Сергей тоже хочет выступить - красиво и символично.

***

Рецензия на фильм Шапито-шоуПервый фильм Сергея Лобана по сценарию Марины Потаповой "Пыль" вызвал большой шум среди критиков. Картину хвалили за "новый взгляд" и "авторский подход", хотя отмечали, что поставлена картина довольно коряво. Там играли некоторые актеры, впоследствии занятые в "Шапито-шоу", - Алексей Подольский, Петр Мамонов, Алексей Знаменский, Максим Тиунов, Валерий Заводовский.

"Шапито-шоу", которое также снято по сценарию Марины Потаповой, Лобан снимал лет пять. После окончательного монтажа получилось кино длиной в 207 минут - такое на экран, конечно, выпускать было нельзя, но Лобан наотрез отказывался приводить хронометраж к хоть сколько-нибудь разумным величинам.

В результате продюсеры, вздохнув, решили разделить фильм, состоящий из четырех новелл, на две части. В первую часть пошли две первые новеллы, во вторую - две последние.

Критики "Шапито-шоу" хвалили значительно больше, чем "Пыль". Некоторые прям аж захлебывались от восторга, утверждая, что Лобан - это то ли новый Годар, то ли новый Леонид Гайдай, но в любом случае - как минимум новый Соловьев, потому что Крым, Цой и вся такая бажа! То есть баржа.

Кадры из фильма Шапито-шоуНа российских фестивалях "Шапито-шоу" тоже произвел определенный фурор. Специальный приз жюри "Серебряный Георгий" 33-го Московского международного кинофестиваля, Гран-при XX Открытого фестиваля кино "Киношок", три номинации на премию "Золотой орёл" (одна победа - за лучшую работу звукорежиссёра) и пять номинаций на премию "Ника" (тут обошлось без побед).

А теперь давайте поговорим о том, что же фильм собой в действительности представляет.

Сразу скажу - фильм очень и очень неровный. Практически как американские горки. В одних эпизодах постановка демонстрирует очень высокий уровень, в других может откровенно проваливаться.

График развития зрительского интереса и динамики тут распределяется следующим образом. Забавная и симпатичная новелла "Любовь" задает хорошую планку и далее уровень явно идет вверх. "Дружба" - просто лучшая (не только на мой взгляд) новелла всего фильма. Тут и градус легкой шизухи резко взлетает, чему способствует совершенно крышесносящий Долбанутый Пионер, и остальные характеры показаны совершенно замечательно.

Рецензия на фильм Шапито-шоуТак что с первым фильмом, куда вошли эти новеллы, - в общем, все хорошо. Если на нем и остановиться, то можно даже присоединиться к восторженному хору критиков: это новый то ли Годар, то ли Гайдар, но главное - никак не Руминов, прости господи.

Вот на этих двух первых фильмах, по-хорошему, с "Шапито" и надо бы завязывать. Просто чтобы сохранить полностью хорошие воспоминания.

К сожалению, Лобан снял еще две новеллы. И вот с ними - все значительно хуже.

"Уважение" - новелла крайне сильно затянутая. Оно понятно, что Мамонов там играет как бы самого себя и даже его экранный сын, судя по всему, имеет какие-то корреляции с реальным сыном Мамонова Иваном Петровичем, который в действительности режиссер и оператор. (В новелле сын Пети рассказывает о том, что он хочет поставить фильм.)

Кадры из фильма Шапито-шоуПричем задумано-то это все очень даже неплохо. Как пародия на Мамонова с его зубодробительным пафосом ("Как я могу играть, когда в душе - пустота") и вечный путь из боя в бой с самим собой - оно, конечно, смотрится прикольно. И схема взаимоотношений мятущегося папаши с трогательным тюфяком-сынишкой, когда папаша то пытается получить респекта, то старается относиться с респектом, то спустя мгновенье пускается в свои привычные пьянки-хуянки, - она тоже задумана хорошо.

Однако! Это все дико-дико затянуто! И если перед этим уже посмотреть первые две новеллы (что я и сделал), то высидеть третью новеллу до конца - уже практически нереально. А если смотреть ее отдельно, то резко снижается общий благожелательный настрой, появляющийся после первых двух новелл, да и радость узнавания общих для всех новелл персонажей - также заметно уходит в минус.

Да и сынишка, на мой взгляд, не дотянул. Не тот персонаж. Понятно, что он должен быть эдакий тюфячок, чтобы папе Пете было удобнее вытирать о него ноги, когда папа понял, что сынок корнями - вовсе не в него, рефлексирующего на последнем надрыве алкаша-рокера. Но если бы сынок был помощнее фактурой - могло получиться классное противостояние льда и пламени, а не, как здесь получилось, льда и губки для вытирания ученической доски. Истерика сынишки с обязательными для всех четырех новелл обличительными словами (кстати, как задумка - прикольно, а вот реализация конкретно хромала во всех новеллах) - смотрелась, прямо скажем, убого.

Рецензия на фильм Шапито-шоуЕще хуже дело обстоит с последней новеллой - "Сотрудничеством". Мажор Сережа, мнящий себя продюсером, - персонаж, конечно, неплохой, но его пару действительно забавных монологов вполне можно было вставить в какие-то предыдущие новеллы, где он и так неоднократно появлялся, и всю вот эту нудятину с "Эрзац-звездой" - просто не снимать. Тем более что Рома-Легенда в образе Цоя также появлялся во всех предыдущих новеллах, так что без их парочки в виде отдельной новеллы спокойно можно было обойтись.

Лобан же залимонил тоже очень длинную и еще более нудную, чем "Уважение", новеллу, идея которой совершенно расплывчата. Ну да, манерный придурок-мажор решил продюсировать туповатого парня, косящего под Цоя. Ну да, он вложил в это все не свои деньги и остался после этого только с группой крови на рукаве. И ЧО, ребята, в чем юмор-то?

В результате все это шапито распределяется следующим образом: "Любовь" - на хорошую четверочку, "Дружба" - почти на пятерочку, "Уважение" - ближе к троечке (вот если бы сократить...), "Сотрудничество" - садись, два.

Шапито-шоуПри этом. Музыкальные сцены в шапито поставлены просто изумительно - тут снимаю шляпу. Прям буквально театр "Силенсио" из линчевского "Малхолланд драйв". Желтая подводная лодка, Элвис, двойники Джексона, да и все музыкальные номера участников - совершенно замечательные, это все можно выпустить отдельной классной короткометражкой!

В "Любви" Строкова и Подольский сыграли отлично. Киберстранник Подольского - ну прям типовой такой сетевой лузер, который, вместо того чтобы заниматься саморазвитием и попробовать хоть раз причесать в нужном направлении свои нелепые волосенки, занимается бесконечными раздумьями о том, как жесток окружающий его мир, какие дебилы люди вокруг и что никто и никогда не поймет его тонкую, мятущуюся натуру. Отличный персонаж, да и развитие событий с ним и Верой очень точно написаны и сыграны.

"Дружба" - просто блеск. Настоящая шизуха, а уж Долбанутый Пионер Сеня в исполнении Дмитрия Богдана - это просто шедевр! На мой взгляд, это такой мощный типаж, что об одном Долбанутом Пионере можно снять отдельный классный фильм. Жаль, что подобную фактуру засунули только в одну новеллу. Да и постановочно там многие вещи с ним сделаны замечательно - чего только стоит эпизод, когда Пионер в полном боевом облачении сидит в бассейне: картинка - прям хоть на стенку вешай!

Кадры из фильма Шапито-шоуОб остальных новеллах мы уже, в общем, поговорили. Мамонов довольно успешно изобразил самого себя. Поднимался к вершинам пафоса (воцерковленные алкаши-музыканты это очень любят) и скатывался в обычное музыкальное ерничество. Лобан рассказывал, что Мамонов приехал на съемки сразу после съемок в лунгинском "Царе" и строил из себя суперзвезду. А когда в Симеизе его далеко не все узнавали (что неудивительно - чай, не Киркоров), то очень обижался и пытался объяснить, кто он такой и какой он крутой.

Ну, вот самого себя Мамонов и изобразил - вполне успешно. Он себя всегда играл хорошо - талант не пропьешь.

Ну, и что мы теперь имеем с этого фильма, дети? Я вам так скажу. В любом случае для российского кинематографа - это, безусловно, событие. На фоне бесконечно подражательных и крайне тупых боевичков, типовых дурацких комедек и совершенно кошмарного патриотического кино это что-то свежее, оригинальное, а главное - авторское. За это можно простить и последнюю новеллу, и ужасно затянутую третью, и некоторый мискастинг в определенных ролях.

Рецензия на фильм Шапито-шоуСкажем, за первые две новеллы я спокойно прощу две последние. Хотя их лучше и не смотреть вовсе, особенно "Сотрудничество".

Но я доволен, что это посмотрел. После потока отстоя или штамповки, которые у нас обычно снимаются, действительно авторское кино всегда приятно посмотреть. Даже когда оно и не лишено заметных недостатков.

Автор – Алекс Экслер

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.